МОУ «Мишковская средняя общеобразовательная школа»


 

Программа работы

школьного

историко-краеведческого

музея.

  

Пояснительная записка.

  Школьный краеведческий музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Поэтому важно эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. Кроме того, обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п. В процессе исследовательской деятельности обучающиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.

  Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, обучающиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего села, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном селе, школе.
  Таким образом,  музей является одним из центров патриотического воспитания обучающихся. Программа деятельности музея рассчитана на обучающихся с 5 по 11 классы, разновозрастные группы. Программа основана на достигнутых результатах в деятельности музея. Поэтому в её реализации действует принцип преемственности, что способствует накоплению и систематизации материала, соблюдению музейных традиций. Выполнение программы основано на теоретической и практической деятельности в работе музея. Это обусловлено его спецификой, необходимостью сбора материала, связанного с историей родного края и школы. Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы.

Методы работы школьного музея:

1.Словесные – беседы, рассказ, объяснение.

2.Наглядные – фотоматериалы, карты, схемы, плакаты, и т.д.

3.Игровые методы – игра-путешествие, театрализация, инсценировка и т.д.

4.Репродуктивный метод – повторение,  закрепление, обобщение материала.

5.Эвристический метод – поисковые задания, составление  анкет и т.д.

6.Исследовательский метод – исследование, изучение документов, краеведческих находок, их описание.

7.Информационно-рецептивный метод – восприятие, осознание готовой информации.

8.Практический метод – оформление краеведческого материала.

 Программа должна способствовать творческой самореализации подростков посредством участия в различных формах туристско-краеведческой деятельности:

  • создание хроник, летописей школы, села.
  • составление родословных и семейных летописей;
  • сбор материалов о старейших краеведах, педагогах, известных людях, писателях, учёных и т.д.;
  • формирование банка краеведческих данных;
  • создание историко-краеведческих и топонимических карт;
  • изучение народного творчества;
  • изучение традиций народных промыслов;
  • изучение культурно-краеведческих традиций края, образования и науки;
  • экскурсии, экспедиции;
  • встречи с земляками - носителями исторической краеведческой информации;
  • краеведческие викторины, игры, праздники.

Цель  реализации программы:

краеведческая поисковая деятельность, направленная на воспитание  гражданско-патриотических качеств личности, на познание традиций своего народа,  истории родного  края,  жизни  выпускников. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи реализации программы:

  1. Интеграция основного и дополнительного  образования детей, сближение процессов воспитания, обучения и развития.
  2. Создание максимальных  условий для освоения учащимися духовных и культурных  ценностей предков, их быта, обычаев.
  3. Создание нравственного и эмоционально благоприятной среды  для формирования классного   и школьного коллектива, развитие  личности  ребёнка в них.
  4. Активизация  работы  школьного самоуправления.
  5. Развитие учебно-исследовательских навыков в процессе работы.
  6. Развитие творческих способностей, коммуникативности через дифференцируемый подход к учащимся.

Принципы построения программы.

- принцип личностно-ориентированного подхода, позволяющий поддерживать процессы самореализации, саморазвития личности обучающегося;

- принцип педагогической поддержки, который предполагает деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем;

- принцип научности, который позволяет достичь высокого уровня достоверности информации;

- принцип системности;

- принцип самовыражения участников образовательного процесса.

Ожидаемые результаты реализации программы.

   Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в то же время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

   Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

 Внешний результат:

 -  поисковая работа по заданиям совета музея;

 - постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых  материалов, разделов;

 -  интерес обучающихся к поисково–краеведческим экспедициям.

 -  становление школьного музея как базового методического центра.

  Внутренний результат выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

  • Выработка у обучающихся комплекса качеств, характерных для гражданина и патриота.
  • Повышение интереса к деятельности школьного музея.
  • Формирование благоприятной среды для освоения учащимися духовных и культурных ценностей.
  • Корректировка и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

 

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

- собеседования,

- методики сочинений, незаконченного предложения,

- наблюдения,

- тестирования,

- анкетирования.

Обеспечение программы.

  Для осуществления программы школа располагает следующей материальной и научно-методической базой и кадровым обеспечением:

    1.  Комната-музей.

    2.  Директор краеведческого музея.

    3.  Кафедра воспитательной работы в лице заместителя директора по ВР, ШМО классных руководителей, ШМО учителей истории, географии, физической культуры.

   4 .  Копировальное оборудование.

   8.   Совет музея.

   9.   Близкое расположение районного краеведческого музея, районного архива, школьной библиотеки.

 

 

Перспективный план работы историко-краеведческого музея МОУ Мишковская средняя общеобразовательная школа

на 2008 - 2013 годы.

 

 

Направления

деятельности

Мероприятия

Срок

Форма подведения итогов

Ожидаемые результаты

1.

Фондовая работа.

Сбор документов,

Работа с фондовыми материалами.

2008-2013

Оформ-

ление фондовых докумен-

тов – книги учета основного и вспомога-

тельного фондов и др.

 

Овладение знаниями по данному вопросу.

2.

Проведение теоретических занятий.

Дни учёбы актива краеведов с целью изучения теоретических основ составления плана описания объектов, правила работы с источниками и т.п.

2008-2013

Положения по описанию объекта.

Освоение теоретически-

ми знаниями  по  данной проблеме.

3.

Исследователь

ская работа

Внеурочная и урочная деятельность по  разделам  экспозиций музея (посещения ветеранов, старожилов, известных людей поселка, выпускников школы и их родных, мест трудовой славы, и т.п. с целью накопления материала).

 

2008-2013

Планшеты,  альбомы, папки,

стенды

и т.п.

Расширение кругозора, умение общаться с людьми, брать интервью, воспитание уважения к старшему поколению, формирование активной жизненной позиции.

4.

Просветитель

ская работа.

Проведение экскурсий,  тематических классных часов, лекций, викторин бесед и т.п. по разделам экспозиций музея.

 

 

2008-2013

Создание «копилки» музея.

Включение детей  в занятия кружка историко-краеведческого музея школы, формирова-

ние нравственных качеств, творческой и социальной активности. Укрепление связи школы, музея с обществен - ностью, выпускниками школы.

 

 

5.

 

Методичес-

кая  работа.

 

Помощь активам классов, краеведам-активистам, классным руководителям в организации, проведении и подведении итога при  выполнении краеведческого задания.

 

2008-2013

 

Отчёт о проделан-

ной работе

 

Постоянная связь с активами классов, краеведами –активистами, сотрудниками районного музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

Экспозицион

ная работа.

 

Сбор и оформление новых материалов по истории школы,

о знаменитых выпускниках школы.

 

 

2008-2013

 

Альбомы, стенды,  рефераты «Наши знамени-

тые выпускни

ки».

 

 

Навыки с работы материалами, умение выбрать главное, эстетическое оформление.

 

7.

 

Участие в районных, областных и других конкурсах, связанных с краеведчес-

кой работой.

 

Организация конкурсной работы.

 

2008-2013 гг.

 

Пополне-

ние материа-

лов музея об истории края, школы,

земляков и др.

 

Воспитание  гражданско-патриотичес-

ких качеств личности ребёнка, изучение истории своих земляков, дедов и прадедов, традиций своего народа.

 Список литературы.

  1. Богуславский СР., Школьный литературный музей - клуб, М., 1989. Б.Н. Годунов.
  2. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т. А. Орешкина. – Волгшоград: Учитель, 2007. – 122 с. 
  3. Голиков А. Г., Круглова Т. А. Источниковедение отечественной истории. — М., 2001.
  4. Голышева Л. Б. Музейная педагогика/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
  5. Детские музеи в России и за рубежом / Н. Г. Макарова — Таман, Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич. — М., 2001.
  6. Мазный Н. В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. — М., 1997.
  7. Методика историко - краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982.
  8. Музей в современном мире: традиции и новаторство. – М., 1999. – Вып. 104. – 199 с.
  9.  Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно - правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
  10. Решетников Н. И. Музееведение: Курс лекций. — М., 2000.
  11. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/ Преподавание истории в школе № 2, 2003 г.
  12. Столяров Б. А., Соколова Н. Д., Алексеева Н. А. Основы экскурсионного дела: Учеб. пособие. — СПБ., 2002.
  13. Туманов Е.Е., Школьный музей, М, 2002.
  14. Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (№ 54 от 26.05.96)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            МОУ «Мишковская средняя общеобразовательная школа»

 «Конкурс исследовательских работ- 2011г


Подпрограмма «Земляки»

Исследовательская работа

«Наша победа посвящается…» 

Автор  Теслина Марина Николаевна

МОУ Мишковская средняя школа

Ученица 9 класса

24326 с. Тарасовка ул. Новая 2

Стародубского района

Брянской области

Руководитель: Бердникова

 Валентина Александровна,

учитель истории Мишковской

средней школы

 

Содержание

Введение                                                                                                        Мечта – она как птица.                                                                              Подготовка к восхождению на Эверест.                                                       Победа в День победы.                                                                                  Заключение                                                                                                   

Список  источников и литературы                                                              

Вот это для мужчин -
Рюкзак и ледоруб,
И нет таких причин,
Чтоб не вступать в игру,
А есть такой закон -
Движение вперед,
И кто с ним не знаком,
Навряд ли нас поймет.
Ю. Визбор

 

Введение

17 ноября 2010 года ученики нашей школы встречались с бывшим выпускником Мишковской средней школы Хомутовым Валерием Васильевичем. Ребята  с интересом слушали рассказ о жизни простого сельского парня, которому удалось совершить подвиг в мирное время, прославив тем самым на весь мир не только своё имя, но и свою Родину, тот уголок земли, где родился и вырос. А рассказ был не только о технике восхождения, но и о том, как, покоряя вершину мира, альпинисты постигали иную высоту — высоту человечности.

Я слушала рассказ Валерия Васильевича, ответы на вопросы ребят и у меня возник вопрос: «Во имя чего совершаются такие подвиги.  Какие качества помогают людям совершать такие поступки? »   Ответом  на эти вопросы является моя исследовательская работа. Возможно, это вопросы, волнующие  не одно молодое поколение, но, может быть, ответ каждый раз воспринимается по-новому.

Источниками для исследования были интервью с Валерием Васильевичем Хомутовым, записанное 17 ноября 2010 года, документальные фильмы о покорении Эвереста, книга  о восхождении  «Эверест-82», материалы различных сайтов сети интернет.

 

 

Мечта – она как птица.

Родился Валерий Васильевич в селе Мишковка в 1942 году. Детские годы прошли в трудное военное и послевоенное время. Рано пришлось узнать, что такое тяжелый сельский труд. В 1949 году он пошёл в школу. А на каникулах вместе с друзьями работал в колхозе. Подвозил воду, помогал в заготовке сена, уборке урожая. Развлечений было немного. Самое любимое занятие – чтение книг. Учился в школе хорошо. Ведь нельзя было скомпрометировать отца, который дошёл до Берлина, а за подвиги был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

 После окончания школы поступает учиться в институт  г.Харькова. Там впервые в 1962 году он начал заниматься одновременно альпинизмом и скалолазанием. В 1965 и 1966 занимает призовые места в первенствах по скалолазанию ЦС ДСО «Буревестник» и г. Харькова; получает 1-й разряд по скалолазанию и звание судьи 1 -и категории по скалолазанию.  Через несколько лет он получает кандидата в мастера спорта, а в 1978 году – мастера спорта. С 1979 года Валерий Васильевич  становится инструктором альпинизма 2-й категории. Больше всего в альпинизме его привлекали высотные восхождения. Сегодня сам Валерий Васильевич  затрудняется ответить на вопрос о том, когда же появилось желание покорить ту вершину, которую ещё никто не покорил. Участвует в 1977 в восхождении на п. Коммунизма по непройденному маршруту в команде Е. Пелехов — рук., В. Пучков, В. Масюков. Стена была пройдена в рамках чемпионата СССР  в высотном классе. На 11 -и день Е. Пелехов сорвался и погиб. Остальные участники без захода на вершину спустились вниз на ледник Фортамбек через З гребень (7200 м), п. Душанбе, п. Парашютистов. Через 4 дня на вершину поднялась команда Е. Непомнящего, которая заняла 1-е место в чемпионате. В 1980 восхождение на п. Ахмади Дониша с севера по стене. В 1981 на первенстве СССР совершает восхождение на п. Ленинград (Памир, хребет Петра I), и занимает 2-е место в высотно-техническом классе. Но мечта не позволяет остановиться на достигнутом. Есть еще непокоренные вершины, среди которых высочайшая вершина мира — Джомолунгма .

Джомолунгма, или Эверест, или Сагарматха  — высочайшая вершина земного шара высотой по разным данным от 8844 до 8852 метров. Находится в Гималаях и расположена на границе Непала и Китая (Тибетский автономный район), сама вершина лежит на территории Китая. Имеет форму пирамиды; южный склон более крутой. На южном склоне и рёбрах пирамиды снег и фирн не удерживаются, вследствие чего они обнажены. Вершина состоит в основном из осадочных отложений. Расположена в хребте Махалангур-Гимал (Кхумбу-Гимал) на границе восточного Непала. Южный пик — 8760 м. Северо-восточное плечо — 8393 м. С массива во все стороны стекают ледники, оканчивающиеся на высоте около 5 тыс. м. Вершина частично входит в состав национального парка Сагарматха (Непал). На вершине бывают сильнейшие ветра, дующие со скоростью до 200 километров в час, а температура воздуха ночью понижается до минус шестидесяти градусов.

Эта гора была мечтою многих поколений советских альпинистов. Планировалось восхождение еще в 1959 году, но не состоялось из-за волнений в Тибете.

До 1982 года Эверест покоряли несколько раз альпинисты разных стран.

Но советскими альпинистами было принято решение  взойти на вершину по самому сложному маршруту, по которому никто еще не ходил.

Подготовка к восхождению на Эверест.

В 1970 годы советская федерация альпинизма разослало предложение  отобрать кандидатов для подготовки к сложнейшему восхождению. Отбор в команду проходил  как у космонавтов для полета в космос. Вначале  отобрали около ста человек, из них только 27 попали в команду, а на вершину смогли взойти лишь 11.

Подготовка к восхождению на Эверест длилась два года. На карту была поставлена  не просто репутация альпинистов, а честь страны, поэтому работа вышла далеко за рамки спортивного интереса. Была разработана  программа тренировок по двум направлениям: 1- традиционные тренировки,  2- тренировки по специально разработанной тактике восхождения.

В уникальных тренировках принимали участие психологи, медики, физики и т.д.  Для тренировок были созданы специфические условия. В барокамерах для подготовки лётчиков создавались условия высоты и отсутствия кислорода проводились наблюдения за ясностью сознания. Спортсменам задавали простые арифметические задания и  наблюдали за результатом. Проводили сеансы дыхания чистым азотом для проверки на наполняемость периферийных сосудов кровью.

На склонах Эвереста альпинистов могли настигнуть ледопады, горная болезнь, галлюцинации, нехватка кислорода, истощение. Поэтому перед учёными стояла задача приблизить условия максимально к реальным.

Тактику восхождения отрабатывали  в горах Памира, Тянь-Шаня.

О подготовке этой экспедиции страна узнавала из Клуба кинопутешественников. Юрий Сенкевич рассказывал об экспедиции еще на стадии подготовки, то есть за два года до начала.

Одновременно с подготовкой команды разрабатывали и необходимое снаряжение, и также проверяли на прочность в условиях приближенных к реальным.

Были созданы палатки из прочного парашютного материала, кислородные баллоны, костюмы, крепления.  До настоящего времени сохранился  от советской экспедиции в неизменном виде  рецепт кислородной смеси и конструкция кислородного баллона. Этими разработками до сих пор пользуются абсолютно все альпинисты, поднимающиеся на Эверест

Наконец наступил долгожданный момент. Март 1982 года.

Победа в День победы.

В марте 1982 года начинается сложный путь к вершине Эвереста.

Всего в экспедиции, руководителем которой был Евгений Тамм, а старшим тренером Анатолий Овчинников, участвовали 27 человек, в том числе 17 восходителей. 11 из них поднялись на вершину Эвереста. Среди участников  экспедиции был Юрий Сенкевич, ведущий в то время телепередачу «Клуб путешественников». Он  еще в период подготовки команды работал  в числе медиков, осуществлявших программу подготовки альпинистов.

В энциклопедии приводятся сухие статистические данные:

для непосредственной подготовки восхождения группа создала на Эвересте семь лагерей на различных высотах:

  • базовый (21.03., 5340м)
  • промежуточный (21.03, 6100м)
  • лагерь-1 (22.03., 6500м)
  • лагерь-2 (31.03., 7350м)
  • лагерь-3 (12.04., 7850м)
  • лагерь-4 (18.04., 8250м)
  • штурмовой (03.05., 8500м)

И хроника восхождения:

 4 мая в 6 часов 15 минут из лагеря № 5 (8500 м) на штурм Эвереста вышли Владимир Балыбердин и Эдуард Мысловский. В 14.35 на вершину (8848 м) поднялся Балыбердин, а еще через полчаса к нему подошел Мысловский. В этот же день в 22.25 вершины достигла двойка Сергей Бершов - Михаил Туркевич. 5 мая самую высокую гору мира покорили Валентин Иванов и Сергей Ефимов. 8 мая на вершину поднялись Казбек Валиев и Валерий Хрищатый. И, наконец, 9 мая - еще трое: Валерий Хомутов, Юрий Голодов и Владимир Пучков. Но за этими несколькими строчками скрыт огромный титанический труд целой команды в течении  полутора месяцев.

И вот когда заветная вершина так близко, на пути Валерия Васильевича и его группы встаёт преграда. Приходит приказ прекратить восхождение и возвращаться. Хомутов принимает решение продолжать путь и во что бы то ни стало покорить вершину. Для этого им пришлось ускорить движение и изменить график. И повод  был значимый – посвятить победу своему отцу, который тогда в далёком 1945 ради него шёл к Великой Победе.  В 11.30 по непальскому времени вершина снова покорилась нашим альпинистам. Группа Хомутова занесла наверх портрет Николая Рериха, посвятившего свое творчество Гималаям. С вершины Эвереста в эфир передает поздравление советскому народу с Днем Победы. Это был и их День Победы. Победы над Эверестом, победы над собой.

Заключение

Очень сложно понять, что же заставляет человека терпеть такие испытания, идти к заветной цели. В исследуемых мною источниках нет точного ответа. Одни идут за славой, другие за мечтой, но только, мне кажется, не из корысти. А может стремление идти к победе в сознании русского народа, в его генах? До тех пор, пока нет точного ответа на этот вопрос, будут появляться на русской земле люди, способные совершать каждый свою победу, посвящая её родным, любимым и прославляя тем самым свою Родину. Возможно , об этом писал Юрий Визбор:

Прославим тех, кто был на Эвересте,
Кто третий полюс мира покорил,
Кто, кроме личной альпинистской чести,
Честь Родины своей не уронил!
И если где-нибудь гора найдется
Повыше эверестовских высот,
Из наших кто-нибудь туда прорвется,
Не хватит дня - так ночью он взойдет!

 

Список источников и литературы:

Интервью с Хомутовым В.В. записанное 17 ноября 2010 года

Шатаев В.Н. Категория  трудности /Лит. запись И. Якубзона. - 2-е  изд., доп. - М.: Мол. гвардия, 1982.

http://www.alpclub.ur.ru/retro/ev82.html

http://www.alpklubspb.ru/persona/homutov.htm

http://www.ntv.ru/novosti/195946/

http://www.sport-express.ru/newspaper/2007-05-21/16_1/

http://www.ntv.ru/novosti/195965/

http://dofa.dn.ua/node/109

http://poxod.ru/literature/e82/p_e82_valentinivanzhx_a.html

http://ref-kaz.ucoz.kz/news/2

http://narodna.pravda.com.ua/rus/life/4a2a9bacc7ab5/.

http://news.sport-express.ru/2002-05-06/33004/

http://sampo-club.ru/materials/press/print.php?id=236

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хомутов Валерий Васильевич фото 1982 г.

 

Победа

 

Базовый лагерь

 

У медиков

 

Медицинское обследование альпинистов–кандидатов в сборную страны

 

О себе в газете после восхождения

 

Высочайшая вершина мира — Джомолунгма (Сагарматха, Эверест)

Координаты: 27.988056, 86.925278 27°59′17″ с. ш. 86°55′31″ в. д. / 27.988056° с. ш. 86.925278° в. д. (G) (O)

Высота вершины 8848 м

  Вид северной стены Джомолунгмы с тропы, ведущей в базовый лагерь

 

20 лет спустя: встреча покорителей Эвереста

 

Методическая копилка учителей МОУ"Мишковская СОШ" 

Создать бесплатный сайт с uCoz