Публичный доклад
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мишковская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района, Брянской области
За 2011-2012 учебный год ВВЕДЕНИЕ Публичный доклад подготовлен авторским коллективом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мишковская средняя общеобразовательная школа» Стародубского муниципального района, Брянской области. При разработке публичного доклада использовались «Методические рекомендации об организации подготовки публичного доклада образовательного учреждения». Анализ количественного и качественного ресурсного обеспечения позволяют увидеть место школы в системе образования Стародубского района. Приведенные в отчете данные о качестве и доступности образования, результатах деятельности школы, позволяют адекватно оценить проблемы и определить приоритетные направления работы школы и конкретные мероприятия, направленные на дальнейшее развитие образовательного учреждения.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ШКОЛЫ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Мишковская средняя общеобразовательная школа » расположено в с. Мишковка, Стародубского муниципального района. Учредитель – администрация Стародубского муниципального района. Школа имеет лицензию на право преподавания, прошла аккредитацию в 2008 г. Школа состоит из трех звеньев: начального (1–4-е классы), основного общего (5–9-е классы), среднего (полного) общего (10–11-е классы). Обучение ведется в 11 классах-комплектах. 1 ступень –4 класса; 2 ступень – 5классов; 3 ступень – 2 класса. Численность классов - комплектов стабильна. Число учащихся на конец учебного года: 96 человек.
Школа работает в одну смену при режиме шестидневной учебной недели 6-8 классы, и пятидневной учебной недели в 1-5 классах. МБОУ «Мишковская СОШ » реализует базовые образовательные программы. Образовательный процесс в ОУ ориентирован на реализацию федеральной и региональной политики, гарантирующей учащимся право на получение качественного образования, обеспечивающего им социальную компетентность и жизненную успешность. Данные сохранности контингента обучающихся
Анализ выбытия обучающихся
Из таблиц видно, что контингент обучающихся оставался стабильным в течение прошедшего учебного года. Движение обучающихся происходит по объективным причинам, основной причиной движения обучающихся школы является смена места жительства. Педагогический коллектив старается строить свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворять образовательные запросы детей и их родителей. Образовательная политика школы позволяет осуществлять ее комплектование не только из близлежащих сел, но и из соседних населенных пунктов. В 2011-12 учебном году по школе значится 70 семей, из них полных - 51 , неполных - 19, в том числе: многодетных - 14, опекаемых-4, приемных -1, малообеспеченных-51, семей, находящихся в социально-опасном положении – 1, группы риска -5. В микрорайоне школы на начало учебного года проживало 4 детей круглых сирот и 3 детей социальных сирот. Из всех родителей школы Рабочих-30% Служащих 29% Не имеющих постоянного места работы-34% Предприниматели-2% Пенсионеры-5% Имеют высшее образование-11% Средне- специальное -32% Среднее 50% Основное-7% Наиболее важной проблемой в прошедшем году было, продолжающееся ухудшение экологической обстановки и связанное с этим ухудшение уровня здоровья детского населения. Исходя из уровня заболеваний на одного учащегося в 2011-2012 учебном году видно, что из 96 учащихся школы практически здоровы 10 человек или 12%. Остальные имеют от 1 до 3 видов заболеваний. Наиболее частыми заболеваниями являются нарушение осанки, ВСД, ЗОБ, кардиопатия, зрение, простудные заболевания. В летнее время на базе школы организуется лагерь отдыха «Ромашка» для 50 учащихся 1-9 классов. В учебном году учащиеся школы отдыхали в санаториях областного значения - «Снежка», летнем профильном лагере «Белая Березка» Возрастающий из года в год авторитет школы, устойчивая востребованность образовательных услуг родителями и учащимися позволяют сохранить количество классов-комплектов. Здание типовое, двухэтажное. В школе имеется один спортивный зал, библиотека, учебные мастерские, тренажерный зал, музей. Помещения школы уютные, соответствуют требованиям санитарных правил и норм. Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. Органами управления являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, управляющий совет, администрация. 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Образовательная деятельность школы Образовательная деятельность МБОУ «Мишковская СОШ» в 2011-2012 учебном году реализовывалась учебным планом, разработанным на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации с учётом обязательного минимума содержания образовательных программ и потребностей обучающихся. Набор образовательных областей и номенклатура учебных предметов, реализующих федеральный компонент государственного образовательного стандарта были представлены в инвариантной части учебного плана необходимым количеством часов с учетом предельно допустимой нагрузки, что позволяло создать единое образовательное пространство, и гарантировало овладение выпускниками необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования. Вариативная часть учебного плана, представленная обязательными занятиями по выбору, групповыми занятиями использовалась на усиление образовательных областей инвариантной части, на изучение регионального и школьного компонентов, а также на изучение курсов по выбору и элективных курсов в 9- 11 классах. Начальное общее образование Учебный план для первого класса составлен на основе Примерного учебного плана начального общего образования, представленного департаментом общего и профессионального образования Брянской области. Учебный план для первого класса обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся. Учебный план для 2, 3, 4 классов составлен на основе Базисного учебного для образовательных учреждений Брянской области на 2011-2012 учебный год. Во 2-4 классах определена 5-дневная учебная неделя, поэтому региональный компонент и компонент образовательного учреждения не представлены. Учебный план начального общего образования 1 класс
Анализ работы 1 класса по введению ФГОС Задача современной образовательной системы – не напичкать ученика фундаментальными знаниями, а сформировать навыки успешной социальной адаптации, способности к самообразованию... А.М. Кондаков Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (далее – ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Год назад МБОУ «Мишковская СОШ» активно включилась в изучение и разработку нормативно-правовой базы, а в 2011-2012 учебном году уже в 1 класс пришли дети начавшие свое обучение по новым стандартам. Работа была начата с изучения педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала образовательного учреждения. Возможность введения ФГОС второго поколения на базе школы была рассмотрена на заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, педагогическом совете. Для реализации ФГОС использовался УМК «Школа России» Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, словарями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС (см. п. 19.3. ФГОС), но и высококачественными комплектами демонстрационных таблиц к ведущим линиям УМК, современными электронными пособиями, интернет поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования. В начальной школе основной акцент делается на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение учащимися устойчивой речевой, письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения, формирует у учащихся необходимые умения и навыки учебной деятельности, положительную мотивацию к обучению на основе прочного усвоения базового содержания образования и удовлетворению запросов учащихся в системе групповых занятий. С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. В основу моей деятельности при введении стандартов ФГОС второго поколения положен системно - деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий (создание листа достижений каждого ученика, портфолио, лесенка успеха, «смайлик») т.к. собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно - деятельностного подхода. Его можно выразить формулой «деятельность-личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность», и «вне деятельности нет личности». УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Кроме того, программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения первоклассников. В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. Стартовая диагностика представляет собой тест по нескольким критериям: а) достаточная степень развития ряда неречевых функций; б) соответствующий возрасту уровень развития устной речи; в) наличие у ребенка интуитивных дочисловых представлений. г) развитие пространственных ориентиров; д) первоначальные представления об окружающем мире. Были получены следующие данные: По полученным данным 2 человека имеют высокий уровень готовности к обучению в 1 классе, , 4 – средний уровень готовности, 2 человека – уровень ниже среднего Так же было проведено изучение уровня достижений личностных результатов для первоклассников, изучение проводилось в форме беседы о школе, а так же были даны типовые задания, нацеленные на личностные результаты. Полученные результаты разделены по уровням Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму:
Так, например, для подведения итогов за год была разработана диагностическая карта успешности образовательных результатов уч-ся 1 класса , где каждый ребенок может посмотреть, как его работу оценивают родители и учитель. Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков в первом классе. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также смайлики: улыбающийся – у меня получилось, хмурый – буду внимательным, плачущий – необходимо тренироваться. Каждый ребенок получил «лесенку успеха» для самооценки, приложение с условными обозначениями и инструкцией: «Вспомни, чему ты научился в течение года на занятиях в первом классе и раскрась смайлики. Желтый – «У меня получилось!» Зеленый – «Надо стараться!» Красный – «Внимательным надо быть!» Кроме того, для отслеживания качества обучения первоклассниками отдельных предметов( русский язык, математика, литературное чтение, ОМ), использовался мониторинг, при создании которого я исходила из требований к результатам освоения основных образовательных программ по ФГОС 2-го поколения, где основное внимание уделяется личностным, метапредметным и предметным результатам. Методика отслеживания (Инструментарий) - уровень знания по предмету, личные наблюдения учителя, контрольные срезы, тесты. Процесс усвоения знаний учащимися - индивидуальный, поэтому использовала различные формы диагностики, контролирующие работу на уроке, которые учитывают уровни обучаемости и обученности каждого ученика класса. Результаты комплексной работы, проведенной в 1-м, позволяют сделать вывод, что включение в контрольно-оценочную систему заданий УУД позволило: - Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность; - Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; - Оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных областей знаний. Также, для фиксирования результатов учебной и внеучебной деятельности первоклассников на родительском собрании решили создать для учащихся « Портфолио», которое служит хорошим стимулятором их учебной деятельности т.к. в нем отражены достижения первоклассника не только в учебе, но и внеучебной деятельности. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, так как начальная школа - важный период в развитии и становлении личности. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Для развития творческих способностей обучающихся я использую следующие формы работы: исследовательская деятельность, создание проблемных ситуаций на уроке, поиск вариантов решения. Хочется отметить важную роль проектной деятельности в становлении личности ребёнка, раскрытии его творческого потенциала. ПД – это совместная познавательная, творческая деятельность обучающихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения поставленной цели, удовлетворение познавательных потребностей, развитие личностно значимых качеств. Эта работа позволяет организовать совместную деятельность детей и родителей для нахождения путей разрешения проблемных вопросов. Темы проектов в 1 классе тесно связаны с предметным содержанием, т.к. наглядно-образное мышление, присущее этому возрасту, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают уч-ся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. За период сентябрь-май в 1 классе состоялись презентации таких учебных проектов:
Внеурочная деятельность в 1-ом классе была организована так, чтобы обеспечивался баланс между двигательно - активными и статическими занятиями. Форма их проведения отличается от урочной системы обучения (многообразие игровых технологий, большое количество групповой работы) и была представлена следующими направлениями:
2, 3, 4 классы
Основное общее образование Учебный план основного общего образования составлен на основе Базисного учебного плана для образовательных учреждений Брянской области на 2011 – 2012 учебный год. В пятом классе 5- дневная учебная неделя. В целях гражданско – патриотического воспитания 1 час из компонента образовательного учреждения отведен на преподавание предмета «Граждановедение». В 6,7,8,9, классах – 6-дневная учебная неделя. Для дополнительной подготовки учащихся к государственным выпускным экзаменам при помощи индивидуально – групповых занятий из школьного компонента выделены дополнительные часы по русскому языку и по математике: 6 класс – 1 ч.по русскому языку, 0,5 ч. по математике,7 класс - 1 ч.по русскому языку, 1 ч. по математике,7 класс - 1 ч.по русскому языку, 1 ч. по математике, 8 класс - 1 ч.по русскому языку, 1 ч. по математике. Также учитывая мнение учащихся, их родителей в 6-8 классах отведены дополнительные часы для изучения предмета «Информатика и ИКТ»: 6 класс – 0,5 ч., 7 класс – 1 час, 8 класс – 1 час. В 9 классе часы школьного компонента определены для ведения элективных курсов по русскому языку 1 час, по математике 1 час, по обществознанию 1 час. Учитывая то, что учащиеся девятого класса в предыдущем учебном году освоили в полном объеме программу предмета «Черчение», в девятом классе в целях изучения краеведческого материала, гражданско – патриотического воспитание вводится курс «История Брянского края»
Среднее (полное) общее образование В 10-11 классе при распределении часов школьного компонента учитывалось мнение учащихся, их родителей и наличие необходимой учебно – методической базы школы. В 10 -11 классе организовано универсальное обучение с изучением элективных курсов по предметам: русский язык, математика, литература, обществознание, история, английский язык. Элективные курсы выполняют функции: - развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена; - удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Также в целях продолжения изучения краеведческого материала, гражданско – патриотического воспитания учащихся в 11 классе организовано изучение предмета «История Брянского края» . Итоги успеваемости учащихся по школе свидетельствуют о достаточно высоком уровне усвоения стандартов образования по учебным предметам. Анализ статистических данных показывает, что эффективность УВП в прошедшем учебном году остается удовлетворительной, хотя незначительный рост качественного уровня обученности детей отслеживается в процентном соотношении. Федеральный компонент
Сведения о качестве образования 2011-2012 учебный год
Сведения о результатах успеваемости учащихся по итогам 2011 -2012 учебного года
Сведения о качестве образования по предметам 2011-2012 учебный год
Результаты итоговой аттестации учащихся 9,11 классов 2011 - 2012 учебный год Русский язык ЕГЭ уч. Емельяненко Л.И.Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 36
Математика ЕГЭ уч. Слабодчук А.А. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 24
Обществознание уч. Бердникова В.А. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором – 39
9 класс 2011 – 2012 уч.год Математика ГИА уч. Слабодчук А.А
Обществознание ГИА уч. Бердникова В.А,
Русский язык ГИА уч. Куртенок Е.Н,
Методическая работа. В школе работают 18 учителей, 15 из которых имеют высшее образование (83 %), 2 учителя – высшей квалификационной категории, 10 учителей – первой квалификационной категории. Все предметы учебного плана преподаются специалистами. Методическая работа в школе – это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность учителей по повышению уровня своей теоретической и методической подготовки и профессионального мастерства, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образования и воспитания обучающихся. Методическая тема: Личностно ориентированное обучение и воспитание. Цель методической работы: Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции, компетентности в области личностно ориентированного обучения и воспитания. Задачи работы:
Основные направления работы: 1. Работа педагогического совета.
Основой методической службы в школе является методический совет, в состав которого входят руководители школьных методических объединений. На заседаниях МО в истекшем году изучалась нормативная и методическая документация по вопросам образования. Все методические объединения на своих заседаниях обсудили учебные программы по предметам, факультативным курсам, курсам по выбору, групповым занятиям, а также аттестационный материал для итогового контроля в переводных и выпускных классах. На заседаниях МО систематически рассматривались итоги тематического контроля, анализировались итоги входных контрольных работ по русскому языку и математике, результативность обучения по четвертям и полугодиям, итоги инспектирования отдельных предметов. В школе проводился школьный этап Всероссийской олимпиады школьников. Учащиеся, ставшие победителями школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников, представляли школу в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников
Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников
Результаты участия в конкурсах, исследовательских работах, спортивных соревнованиях
По итогам работы школ района численностью от 100 и свыше человек в первом полугодии 2011-2012 учебного года МБОУ «Мишковская СОШ» заняла второе место. Работа в данном направлении продолжилась и во втором полугодии.
Одним из главных условий успешной работы каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального мастерства через курсы повышения квалификации и участие в конкурсах, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» на территории Стародубского муниципального района. Конкурсы профессионального мастерства педагогов
Курсовая переподготовка
Проведение районных семинаров на базе школы
4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В соответствии с Концепцией воспитательной работы школы педагогический коллектив осуществлял воспитание как целенаправленное управление развитием личности учащихся, их сознанием, чувствами, поведением. Это было специально планированное воздействие на личность учащихся с целью формирования значимых социальных свойств личности, которые формировались в учебное и во внеурочное время, в первую очередь, конечно, классными руководителями. Вся творческая и воспитательная деятельность ученического и педагогического коллективов в 2011-2012 учебном году посвящена объявленному «Году истории» и 67-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. Цель воспитания:
· формирование физически и нравственно здоровой личности, свободной, образованной, культурной, готовой к дальнейшему развитию, самосовершенствованию и самореализации; самостоятельной, думающей, ответственной, четко осознающей свой права и обязанности, способной реализовать себя и избранную им позицию в том или ином социальном пространстве. В соответствии со сложившимися традициями, опытом работы, педагогический коллектив строил учебно-воспитательный процесс, как целенаправленное управление развитием личности учащихся в соответствии с целью воспитания. Главным условием достижения этих целей продолжает быть физическое и духовное здоровье ученика. Реализуя основные положения «Концепции содержания образования», «Программы модернизации российского образования до 2010 года», а также с учетом районных программ воспитания учащихся, с учетом требований исполнения минимального стандарта по воспитанию в образовательных учреждениях, письма МО РФ от 22.07.2002 г. №30-51-547/16 «Об организации родительского всеобуча в ОУ», перед коллективом в 2011-2012 учебном году стояли следующие задачи. Задачи: - Воспитание сознательного отношения к непрерывному физическому совершенствованию, воспитание культуры здоровья. - Развитие интеллектуальных способностей учащихся через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности. - Воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения. - Воспитание патриота и гражданина своей страны. - Развитие ученического самоуправления как воспитательной среды школы, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Продолжить работу по развитию целостной системы ученического самоуправления.
Воспитательная деятельность включала следующее: - общешкольные праздники; - развитие ученического самоуправления; --создание безопасных условий жизнедеятельности учащихся; - социальную работу; - совершенствование работы классных руководителей; - физкультурно-оздоровительную работу.
Первая задача решалась через реализацию подпрограммы «Здоровье» по формированию ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, здоровый образ жизни и саморегуляцию личности детей, подростков и молодежи, плана мероприятий по сохранению и укреплению здоровья учащихся, выполнение программы ОБЖ, работу спортивных секций в системе дополнительного образования, систему тематических классных часов по вопросам гигиены и охраны здоровья учащихся. Одной из первоочередных задач нашей школы является сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи. Реализуя задачу вовлечения обучающихся в процесс физического совершенствования, воспитывая сознательное отношение к непрерывному физическому совершенствованию, педагогический коллектив осуществлял поиск наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха. Для учащихся проводились соревнования. Учащиеся школы сдавали нормативы по физической подготовке, работали спортивные секции по волейболу и легкой атлетике. Учащиеся школы участвовали в районных спортивных соревнованиях, в которых занимали призовые места. Классными руководителями проводились классные часы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Вторая задача – развитие интеллектуальных способностей учащихся – реализовывалась через разнообразие форм образовательной и внеурочной деятельности. Воспитательная деятельность педагогов школы реализуется в трех сферах: в процессе обучения, во внеурочной и во внешкольной деятельности. Внеурочная деятельность в школе традиционно делится на две части: общешкольные дела и внутриклассная жизнь. Что касается традиционных общешкольных дел, с полным удовлетворением можно констатировать, что все большие дела в этом полугодии прошли успешно. Это «Праздник ученического самоуправления» в честь Дня учителя, «Новогодний калейдоскоп», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества», «Школьное детство мое уходящее…» - Последний звонок для 9 и 11 классов, выставки детских рисунков «Вредные привычки», «Новый год у ворот», «Золотая осень», «Полет в космос», «Праздник со слезами на глазах», в которых участвовали большинство учащихся школы. Учащиеся школы участвовали в районной эколого-биологической выставке «Юннат-2011», в конкурсе «Честь имею», в районном конкурсе юных экскурсоводов музеев учреждений образования, в смотре художественной самодеятельности «Юные голоса», в конкурсе «Школа безопасности», в ХX районном финале взводов военно-спортивных игр «Орленок» движения юных патриотов и др. В 2011-2012 учебном году педагогический коллектив продолжал решать поставленные задачи, работал над апробированием работы с учащимися в проектных технологиях и отслеживал целесообразность, эффективность такой формы деятельности для профильного самоопределения ученика. Учителя школы занимаются развитием одаренных детей, готовят их к олимпиадам, конкурсам различного уровня. Для развития познавательной сферы проводились предметные недели. Третья и четвертая задачи – воспитание духовно-нравственных основ и толерантности, свободы и чувства собственного достоинства, культуры жизненного самоопределения и воспитание патриотизма, гражданской ответственности в соответствии с героическими традициями старших поколений, воспитание гражданина своей семьи – взаимосвязаны между собой. Приоритетным направлением была и остается деятельность детей по сохранению в памяти великого подвига воинов в Великой Отечественной войне, в битве за Родину. Этому способствовали традиционно проводимые уроки мужества 1, 15сентября, 11декабря, посвященные Дню знаний, Дню города, Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков, Дню Конституции «Я – гражданин России», вахта памяти, митинг, посвященный Дню Победы, шефская работа и встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, конкурсы рисунков. Ежегодно в школе проводятся конкурсы чтецов. Пятая задача – воспитание социальной активности, способности к конструктивному общению и самоутверждению, взаимопомощи и поддержке – решалась через реализацию подпрограммы по формированию эффективной системы профилактики правонарушений, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи через реализацию плана школы по профилактике правонарушений, правовому воспитанию учащихся и социальным вопросам, работу педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Важным направлением в работе педколлектива была профилактическая работа по недопустимости употребления спиртных напитков, фактов наркомании, табакокурения. В течение года постоянно велся учет обучающихся, отсутствующих на учебных занятиях. На внутришкольном учете стоит ученик 9 класса Овсяников Григорий, с которым проводится большая работа (беседы, помощь в обучении, психологическая помощь, привлечение к общешкольным мероприятиям.) Никто из учеников не был замечен в употреблении спиртных напитков. На учете ПДН не состоит не один из учащихся школы. С октября по декабрь успешно прошла акция «Спорт вместо наркотиков». В рамках акции проводились часы общения, родительские лектории, создание и распространение листовок о вреде наркомании, конкурс стенгазет и рисунков и выпуск буклета «Дети против зла». В 6-11классах проведено анкетирование по теме «Здоровье молодых», которое позволило выявить осведомленность учащихся по указанным вопросам. Во время анкетирования выявлено, что 10учеников школы курят. Проверка планов воспитательной работы классных руководителей, протоколов родительских собраний показала, что регулярно проводятся родительские собрания, на которых рассматриваются вопросы, касающиеся здоровья детей, воспитания здорового образа жизни, профилактики вредных привычек. В течение года учащиеся 1-11классах изучали правила пожарной безопасности через систему классных часов. В каждом классе оформлен уголок по пожарной безопасности. Приоритетным направлением в организации внеурочной работы было включение детей в ДОО «Содружество». В этом году продолжалось совершенствование системы ученического самоуправления. Силами детских объединений и по детской инициативе были реализованы следующие коллективные дела: - продолжалась шефская работа над ветеранами; - творчески организовано проведение праздника, посвященного Дню Учителя. - акция «Чистый двор», во время проведения которой благоустраивали территорию школы, проводили уборку помещений школы. - успешно прошли новогодние праздники «Новогодний калейдоскоп» для учащихся 1-11классов: для учащихся 1-4классов показан спектакль «Новогодние приключения» и хоровод вокруг елки; для учащихся 5-7классов новогодний утренник; для учащихся 8-11 классов – праздничная программа «Новогодняя кутерьма» и новогодняя дискотека. - проведена ученическая конференция, в которой приняли участие учащиеся 5-11классов, активно обсудив и утвердив план работы ученического самоуправления на 2011-2012 учебный год. Было принято решение работать в классе над повышением воспитанности. В следующем году предполагается конкретизация и углубление начатой работы: - выбор мероприятий, представляющих интерес для учащихся и учителей; - привлечение родителей к совместной деятельности; - конкретизация деятельности классных руководителей, которые должны будут выстроить систему классных часов в соответствии с конкретными воспитательными задачами, стоящими перед воспитанниками разных ступеней. Темы классных часов должны стимулировать творческую и познавательную активность школьников, соответствовать плану воспитательной работы школы, использовать игровые методики; - направленность деятельности школьных творческих кружков и секций, занятия спортом и рукоделием, то есть все, чем занимаются ребята в таких объединениях, можно использовать для развития творческого потенциала обучающихся; - ориентация на привлечение к работе преподавателей всех учебных дисциплин. Каждый учитель, вне зависимости от преподаваемого предмета, может определить тему открытого мероприятия, будь оно познавательного или досугового характера. Таким образом, уроки включаются в единую систему воспитания. Это не что иное, как единое воспитательное пространство. Воспитательную работу, проделанную за 2011-2012 учебный год можно считать удовлетворительной. Работа школьной библиотеки Все классные руководители осуществляли воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой, где в течение года проводились мероприятия, посвященные бережной сохранности учебников для учащихся 1-4 классов, часы общения, конкурсы, викторины в каникулярное время. Библиотекарь О.А.Потапова тесно взаимодействует с учителями начальной школой. Библиотекарем проводится работа по патриотическому воспитанию, истории родного края, постоянно действует книжная выставка, которая знакомит с новыми книжными изданиями по различным темам.
|
|
|